Эксплуатация турбинных масел: условия работы и старение

Эксплуатация турбинных масел: условия работы и старение

Эксплуатация турбинных масел со временем приводит к его старению. Это неизбежный процесс, ведь данным маслам приходится работать в достаточно тяжелых условиях, поскольку масляные системы турбогенераторов находятся под постоянным воздействием целого ряда неблагоприятных факторов.

Влияние высоких температур

При нагреве масла в присутствии воздуха происходит усиленное окисление нефтепродукта. Параллельно изменяются также и другие характеристики масел. Испарение легкокипящих фракций приводит к увеличению вязкости, уменьшению температуры вспышки, ухудшению деэмульсионной способности и т.д. Наибольший нагрев турбинных масел наблюдается в подшипниках турбины (от 35-40 до 50-55 ºС). Нагрев масла происходит за счет трения в масляном слое подшипника и частично за счет передачи тепла по валу от более нагретых частей.

Чтобы получить представление о текущей температуре подшипника производят замер температуры масла в сливной линии. Но даже относительно низкая температура не исключает местного перегрева масла за счет несовершенства конструкции подшипника, его некачественного изготовления или неправильной сборки. Местные перегревы приводят к ускоренному старению турбинных масел, что является следствием резкого возрастания окисляемости из-за увеличения температуры выше 75-80 ºС.

Также масло может нагреваться в картерах подшипников и системах регулирования.

Разбрызгивание масла

К разбрызгиванию масла приводит наличие в составе паровых турбин таких составных частей, как зубчатые колеса, муфты, уступы, гребни на валу, заточки вала, регулятор скорости и т.п. При этом масло распыляется в кратерах подшипников и колонках центробежных регуляторов скорости. Такой нефтепродукт имеет большую площадь контакта с воздухом, который практически всегда присутствует в картере. В результате происходит смешивание масла с кислородом и последующее окисление нефтепродукта. Интенсифицирует данный процесс большая скорость частиц турбинного масла относительно воздуха.

Воздух в картерах подшипников появляется из-за несколько пониженного местного давления за счет подсасывания в зазор по валу.

Наибольшая интенсивность разбрызгивания масла наблюдается у подвижных муфт с принудительной смазкой. Поэтому с целью уменьшения окисляемости масел муфты окружают металлическими кожухами, которые ограничивают разбрызгивание масла.

Влияние воздуха, содержащегося в масле

Воздух может пребывать в турбинном масле в виде пузырьков различного размера, а также в растворенном состоянии. Попадает он туда за счет захвата в местах наиболее интенсивного перемешивания масла с воздухом, а также в сливных маслопроводах, где не наблюдается заполнение маслом всего сечения трубы.

При прохождении воздухсодержащего масла через главный масляный насос воздушные пузырьки быстро сжимаются. В крупных образованиях температура резко возрастает. Поскольку сжатие происходит очень быстро, воздух не успевает отдать тепло окружающей среде – процесс является, по сути, адиабатическим. Тепла выделяется очень мало и сам процесс выделения длится быстро. Однако, даже этого достаточно для существенного ускорения процесса окисления турбинного масла. После прохождения через насос происходит постепенное растворение сжатых пузырьков, а также переход в масло примесей, содержащихся в воздухе – пыли, золы, водяного пара и т.п. В результате нефтепродукт загрязняется и обводняется.

Старения масла из-за содержащегося в нем воздуха наиболее заметно в крупных турбинах, что объясняется большим давлением масла после главного маслонасоса.

Влияние воды и конденсационного пара

В турбинах старых конструкций основным источником обводнения масла является пар, выбивающийся из лабиринтовых уплотнений и подсасывающийся в корпус подшипника. Также обводнение может возникать вследствие неисправности парозапорной арматуры вспомогательного турбомаслонасоса. Также вода может попадать в масло из воздуха в результате конденсации и через маслоохладители.

Наиболее опасным считается обводнение масла после контакта с горячим паром. При этом нефтепродукт не только вбирает влагу, но еще и нагревается, что приводит к ускорению процесса его старения.

Наличие воды способствует образованию шлама. При попадании в линию смазки подшипников он может закупоривать отверстия в дозирующих шайбах, установленных на нагнетательных линиях. Это чревато перегревом или даже выплавлением подшипника. Проникновение шлама в систему регулирования нарушает нормальную работу золотников, букс и других элементов турбины.

Также в результате контакта турбинного масла с горячим паром образуется масловодяная эмульсия. Она может попадать в систему смазки и регулирования, резко ухудшая качество их работы.

Влияние металлических поверхностей

При циркуляции по маслосистеме турбинное масло практически всегда контактирует с различными металлами: сталью, чугуном, баббитом, бронзой, что также способствует окислению. При воздействии на металлические поверхности кислот образуются продукты коррозии, которые могут попадать в масло. Также некоторые металлы могут обладать каталитическим воздействием на процессы окисления нефтепродуктов.

Перечисленные выше факторы как по отдельности, так и все вместе вызывают старение турбинных масел. Под старением обычно понимается изменение физико-химических свойств в сторону ухудшения эксплуатационных качеств.

Признаками старения турбинных масел в процессе эксплуатации можно считать:

  1. увеличение вязкости;
  2. увеличение кислотного числа;
  3. снижение температуры вспышки;
  4. появление кислотной реакции водной вытяжки;
  5. появление шлама и механических примесей;
  6. уменьшение прозрачности.

Но наличие даже всех перечисленных признаков еще не означает, что турбинное масло не годно к эксплуатации.

Для использования в паровых турбинах допускаются нефтепродукты, отвечающие следующим требованиям:

  1. кислотное число не превыша­ет 0,5 мг КОН на 1 г масла;
  2. вязкость масла не отличается от первоначальной более чем на 25%;
  3. температура вспышки понизи­лась не более чем на 10°С от пер­воначальной;
  4. реакция водной вытяжки – нейтральная;
  5. масло прозрачно и не содер­жит воды и шлама.

Если один из параметров или характеристика масла не соответствует нормированному значению и не подлежит восстановлению, то такой продукт нужно заменить в кратчайшие сроки.

Преимущества нашей продукции

Качества продукции за которое наши клиенты нас уважают
1

Надежность работы оборудования

За счет высоких диэлектрических свойств и устойчивости к окислению

3

Работа в самых суровых условиях

Температура застывания -55 лучший показатель среди масел для нефтяных двигателей погружных насосов

4

Отсутствие механических примесей

До 20% увеличивает срок службы ПЭД

5

Экологически чистый продукт

Не выделяет вредных веществ

6

Высокотехнологичное оборуднование

Позволяет достичь лучшие технические показатели MDPN-S, MDPN-Z масел МДПН-С МДПН(з)

7

Применение продуманной логистики

Авто или ЖД транспорт для оптимальной и быстрой отправки

9

MDPN-S соответствует ЕТТ 6.0 МДПН-С

Требование ПАО «НК Роснефть

8

Самая высокая температура вспышки

Не ниже 2300 С

Для получения бесплатной консультации оставьте контактные данные и наши специалисты свяжутся с вами!

Ваше имя
Ваш номер телефона*
+7
    Комментарий
    Отправить
    1
    1
    1
    Заявка

    Вы оставляете заявку на нашем сайте или звоните нам по телефону

    2
    1
    1
    Документы

    Подписание договора. Выставление счетов и документов

    3
    1
    1
    Оплата

    Оплата или отсрочка
    Вашего платежа

    4
    1
    Отгрузка

    Отгрузка товара
    в оговоренные сроки

    logow

    г.Пермь, ул.Соликамская, д. 309

    pzsm@pzsm-perm.ru

    +7 (342) 235-79-01

    График работы с 8.30 до 17.30, без обеда

    Политика конфиденциальности

    © 2021 ООО "Пермский завод синтетических масел" ОГРН:1085907000112

    dm