Солидолы — наиболее старые массовые и дешевые антифрикционные пластичные смазки. В прошлом солидол выпускали под названиями мадия, тавот, масленочная мазь и др. Достоинством солидолов является водостойкость, высокие защитные от коррозии и противозадирные (противоизносные) свойства. Недостатки — низкая температура плавления и плохая механическая стабильность.

Солидолы используют в механизмах, работающих при температуре до 60—70 °С и не предъявляющих особых требований к качеству смазки. Повышение скоростей и удельных мощностей, широко внедряемых новых машин ужесточает условия работы смазки. В связи с этим неизбежно постепенное вытеснение солидолов более профессиональными, хотя и более дорогостоящими смазками, в первую очередь литолом-24. Однако и в настоящее время на долю синтетического солидола еще приходится 53%, а на долю жирового солидола — 7,5% выпуска отечественных смазок.

Помимо смазок, рассмотренных в этой статье, небольшие заводы выпускают низкокачественные солидолы и консталины под марками смазка колесная, мазь колесная (РСТ УССР 1016—71, РСТ БССР 486—73, ТУ 32 ЦТ 743—76). Их можно применять только в самых грубых и неприхотливых механизмах — в осях телег, ручных воротах и др. Производство этих смазок может осуществляться в реакторах малой мощности.

Солидолы синтетические (ГОСТ 4366—76) представляют собой гладкотекстурные мягкие маслянистые мази от темно- до светло- коричневого цвета. Их готовят загущением масел средней вязкости гидратированными кальциевыми мылами синтетических жирных кислот (СЖК), получаемых окислением парафина. По ГОСТ 4366—76 допускается изготовление солидолов на смеси масел селективной и кислотно-контактной очистки. Доля последних в смеси, однако, не должна превышать 30%. Солидолы приготовляют из остатков перегонки СЖК, называющихся фракцией С20 и выше, с кислотным числом 100—125 мг КОН/г продукта, содержащих не менее 85% жирных кислот. К омыляемому сырью добавляют фракции СЖК С7—С9 и С5—С6, иногда небольшое количество (до 1 процента) низкомолекулярных водорастворимых кислот С1—С4, содержащихся в так называемой «кислой воде». Эти кислоты увеличивают предел прочности смазок, но могут вызывать упрочнение солидолов при хранении и ухудшать их механическую стабильность.

Как было установлено, для получения синтетических солидолов оптимального качества целесообразно использовать фракцию СЖК С13—С22, не содержащую высокомолекулярных кислот и побочных продуктов окисления. Солидолы, загущенные мылами этих кислот, не только не уступают по качеству жировым, но в некоторых отношениях превосходят их. В такие солидолы вводить какие-либо облагораживающие присадки не требуется.Максимальная температура использования синтетических солидолов 65—70° С. Превышение этой температуры в узле трения приводит к необратимому распаду смазки. Поэтому нельзя наносить солидолы на защищаемые от коррозии или трущиеся поверхности в расплавленном виде. Вода, содержащаяся в солидолах, является стабилизатором их структуры. При концентрации воды менее 0,5% солидолы распадаются. Повышение содержания воды в солидолах до 5%, хотя и не разрешено стандартом, но не влияет на их эксплуатационные характеристики.По низкотемпературным характеристикам синтетические солидолы уступают морозостойким смазкам (ЦИАТИМ-201, северол-1 и др.). В большинстве случаев их можно употреблять при температурах не ниже — 20° С. В достаточно мощных механизмах синтетические солидолы применяют при более низких температурах (вплоть до —50°С). Заправлять солидол С солидолонагнетателями в узлы трения без подогрева можно примерно до — 20° С. Пресс-солидол С можно заправлять в узлы трения при температуре до — 30° С.

Предел прочности на сдвиг солидола С достаточно велик и позволяет применять его в подшипниках качения при скоростях вращения до 1—3 тыс. об/мин (D*n до 150 тыс. мм*об/мин) без сброса с движущихся деталей.Синтетические солидолы отличаются хорошей коллоидной стабильностью: при длительном хранении масло из них практически не отделяется. В первый период после изготовления они могут несколько упрочниться. В свежеприготовленном солидоле не должно быть свободных органических кислот. В процессе хранения кислотность солидолов иногда повышается до 2—5 мг КОН/г смазки. Изменение кислотности синтетических солидолов практически не сказывается на их эксплуатационных свойствах. Даже при увеличении кислотности до 20—30 мг КОН/г смазки, что наблюдается при работе солидолов в течение длительного времени в узлах трения, коррозии соприкасающихся с ними металлических поверхностей не происходило.

Синтетические солидолы можно использовать и в качестве консервационных смазок. При нанесении на открытые металлические поверхности, подвергающиеся воздействию солнца, дождя и ветра, они надежно защищают от коррозии, не уступая в этом лучшим углеводородным консервационным смазкам. Несколько затруднено нанесение смазки при температурах выше 50° С, поскольку расплавление солидолов недопустимо. Рекомендуется применять солидолы для длительной консервации наружных поверхностей механизмов, клемм аккумуляторов, запасных частей, хранящихся на открытом воздухе и др. Солидолы прекрасно сопротивляются смыванию с открытых поверхностей дождем. При длительном пребывании в воде свойства и даже внешний вид солидолов практически не меняются. Так как в состав солидолов входят соли низкомолекулярных кислот, отличающиеся повышенной гигроскопичностью, при контакте с водой на их поверхности может появиться сизо-белый налет.При приготовлении кальциевого мыла нередко используется низкокачественная известь; это является причиной попадания в солидолы недопустимого количества механических примесей. По ГОСТу допускается 0,3% механических примесей в солидоле С и 0,25% в пресс-солидоле С. Опасность примесей связана не только с их абразивным действием — они забивают фильтры солидолонагнетателей и другой заправочной аппаратуры. Солидолы целесообразно перед заправкой в узлы трения пропускать через мелкоячеистые сетки для очистки от механических примесей.

Упаковывают солидолы в металлическую и деревянную (бочки) тару, а также в картонно-навивные барабаны. Солидолы, поставляемые в районы южной климатической зоны, упаковывают только в металлическую тару. Солидол С наиболее массовый сорт антифрикционной пластичной смазки. Не существует ни одной отрасли техники, где бы он не использовался. Солидол С применяют в качестве зимней и летней смазки почти во всех узлах трения транспортных машин (автомобилей, тракторов, гусеничных вездеходов), сельскохозяйственной техники, ручного инструмента, индустриальных механизмах и др. Лишь в таких механизмах, как, например, электродвигатели и авиационные узлы трения его не используют в связи с узким диапазоном рабочих температур. Солидол С применяют в подшипниках скольжения и качения, в шарнирах, цепных и винтовых передачах, тихоходных шестеренчатых редукторах и в других узлах трения.

Недостаток солидола С — низкая механическая стабильность. При его разрушении вначале сильно снижается предел прочности, что может привести к вытеканию смазки из узла трения; во время отдыха после деформирования солидол С тиксотропно упрочняется. Иногда при чрезмерном уплотнении его эксплуатационные свойства ухудшаются. Пресс-солидол С в основном используют для смазывания узлов трения шасси автомобилей. Пресс-солидол С, приготовленный на менее вязких маслах и с пониженным содержанием загустителя, легче пропрессовывается в зимнее время при помощи шприцев и механических солидолонагнетателей, чем солидол С. Он обладает также меньшим пределом прочности на сдвиг при 50° С, чем солидол С; поэтому использование его при температурах выше 45—50° С нежелательно.Особенностью некоторых образцов пресс-солидола С является низкий предел прочности при 20 °С. При нагреве до 50 °С он возрастает. Солидолы жировые (ГОСТ 1033-79) - универсальная среднеплавкая УС отличаются от синтетических тем, что их загущают кальциевыми мылами жирных кислот, входящих в состав естественных жиров. Жировые солидолы должны быть приготовлены на индустриальных выщелоченных маслах типа И-12А и И-40А или на смеси масел селективной очистки И-20А и И-40А (1:1) вязкостью при 50°С 20—22 мм2/с (сСт). Практически на заводе АЗМОЛ и Пермском НПЗ выпускают солидол жировой УС-2 на масле веретенном АУ, а на РИКОСе — на его смеси с более вязким маслом И-45В. Содержание мыла в солидоле УС-2, изготовляемом на АЗМОЛе, достигает 18%, а изготовляемом на РИКОСе и Пермском НПЗ —15%.

По основным характеристикам и внешнему виду жировые солидолы близки к синтетическим, но они меньше уплотняются при хранении; кроме того, при их отдыхе после разрушения не наблюдается тиксотропного упрочнения. Несколько лучшие температурно-вязкостные характеристики делают иногда жировые солидолы предпочтительными. Однако для большинства узлов трения жировые и синтетические солидолы следует считать вполне взаимозаменяемыми смазками. При смешении жировых и синтетических солидолов в любом отношении их эксплуатационные характеристики не ухудшаются. По стандарту предусмотрен выпуск двух марок жировых солидолов: пресс-солидола УС-1 и солидола УС-2. Солидол, выпускаемый на заводе АЗМОЛ является лучшим. По свойствам и областям применения оба солидола соответствуют синтетическим пресс-солидолу С и солидолу С. В прошлом выпускали жировой солидол авиационный А, Б, для водяной помпы, а также марок Л, М, Т.

Преимущества нашей продукции

1

Надежность работы оборудования

За счет высоких диэлектрических свойств и устойчивости к окислению

3

Работа в самых суровых условиях

Температура застывания -55 лучший показатель среди масел для нефтяных двигателей погружных насосов

4

Отсутствие механических примесей

До 20% увеличивает срок службы ПЭД

5

Экологически чистый продукт

Не выделяет вредных веществ

6

Высокотехнологичное оборуднование

Позволяет достичь лучшие технические показатели MDPN-S, MDPN-Z масел МДПН-С МДПН(з)

7

Применение продуманной логистики

Авто или ЖД транспорт для оптимальной и быстрой отправки

9

MDPN-S соответствует ЕТТ 6.0 МДПН-С

Требование ПАО «НК Роснефть

8

Самая высокая температура вспышки

Не ниже 2300 С

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено